ДЕСЯТИНА В ЦЕРКВИ

Приобретая свечи в церковной лавке, подавая записки или внося деньги за требы, вы делаете пожертвования на храм. Куда идут эти деньги, почему так важна помощь каждого и какое благо это дает самому жертвователю?

ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ЖЕРТВА?

«Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам, чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих и произрастения земли твоей…» (VII.29).
«Всякую десятину давай сироте и вдовице, бедному и пришельцу» (VII.29).
В Ветхом Завете израильтянам было заповедано отделять десятую часть своих доходов Господу - на содержание Храма, первосвященников и левитов (см.: Лев. 27: 30–34; Числ. 18: 21–24). В Библии десятина отдавалась в основном в виде натуральной жертвы - от плодов земли и от стадов.
Предписывалось также приносить в дом Господень начатки урожая (Исх. 23:19). Эта традиция нашла продолжение в православном обычае празднования Спасов, когда мы приносим в храм мед, виноград, яблоки, орехи, чтобы поблагодарить Господа за новый урожай и освятить плоды своих трудов.
Десятина в Новом Завете не отменяется, но акцент делается на любви к Богу и ближнему, милосердии.

Десятина в христианстве - не обязательный фиксированный налог, а дар любящего сердца!
В Евангелии возникает образ вдовы, которая приносит в храм две лепты - самые мелкие монеты, которые были в употреблении. Но это все, что у нее есть.Скромное пожертвование, сделанное от всего сердца, Иисус Христос называет самым дорогим из всех подаяний: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила, ибо все от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Мк 12:43-44). В переносном смысле "внести свою лепту" означает принять посильное участие.
В ранней Церкви все имущество христианской общины состояло из приношений, которые делились на три части: для нужд богослужения, на содержание клира и на помощь бедным. В "Апостольских постановлениях" последовательно проводится мысль, что новозаветное священство, подобно ветхозаветному, как «служащее алтарю питается от алтаря» и осуществляет благотворительную деятельность.

Епископу и пресвитеру (священнику) же предписывается справедливо распоряжаться «подаваемыми по заповеди Божией десятинами и начатками».
С окончанием эпохи гонения на христиан в помощь содержанию клира дополнительно стали выделяться средства из государственной казны. В западной Церкви вернулись к церковной десятине, которая со временем была закреплена законодательно. Во многих католических и протестантских странах (Германии, Австрии, Италии и др.) до сих пор сохраняется церковный налог для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик.

Десятина в православии не получила такого распространения, как на Западе. Хотя в том или ином виде она существовала со времен Владимира Крестителя. На его личные средства был построен первый каменный православный храм на Руси - Храм Успения Пресвятой Богородицы, известный как Десятинная церковь. На содержание Десятинной церкви шла десятая часть княжеских доходов.
Принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что платить десятину приходилось не всему населению, а только с княжеских доходов, пишет церковный историк протоиерей Владислав Цыпин. Князья также могли жаловать земли монастырям, чтобы они могли себя обеспечивать.

В период секуляризации государство отобрало большую часть церковных земельных владений, заменив их государственным жалованием, впрочем, довольно скудным. В XX веке советская власть забрала то, что еще у Церкви сохранилось, обложив непомерным налогом немногие действующие храмы.

С 1988 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, храмы и монастыри стали постепенно возвращать Церкви. Но восстанавливать их из руин, а также строить новые храмы приходилось самостоятельно, силами благотворителей и прихожан. Государственная поддержка возможна в редких случаях, когда церковь является памятником федерального значения и представляет архитектурную и историческую ценность.

НА ЧТО ЖИВЕТ ЦЕРКОВЬ? МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования »
(1Кор.9:13-14).

Доход Церкви давно стал предметом домыслов и расхожих стереотипов. О "батюшках на мерседесах", дорогих часах и яхтах рассуждают люди, далекие от Церкви, которые не принимают участия в ее жизни. Праздные разговоры не дают реального представления, на что живет Церковь.
Вопреки общепринятому мнению, священники в России, в отличие, к примеру, от Греции, не получают зарплату от государства. Зарплата священников и церковных работников зависит от пожертвований, которые приносят в храм прихожане. Таким образом, исполняется закон«служащие алтарю от алтаря питаются...», который понимается не как привилегия, а как ответственность священнослужителя перед Богом и общиной.

С пожертвований настоятель также оплачивает труд певчих хора, работников церковной лавки, поваров, уборщиц и сторожей. За каждого сотрудника отчисляется подоходный налог и социальные взносы. Кроме того, приходы в полном объеме платят за воду, свет и тепло - коммунальные льготы для религиозных организаций также не предусмотрены.
Каждый храм делает отчисления в епархию, часть которых идет на общецерковные нужды.

Русская Православная Церковь успешно реализует образовательные, просветительские и социальные проекты: помогает бездомным и малоимущим людям, поддерживает многодетные семьи и беременных женщин в кризисной ситуации, открывает реабилитационные центры. Сегодня практически во всех епархиях созданы духовные семинарии, богословские курсы, православные гимназии, приходские воскресные школы. Это позволяет получать религиозное образование, воспитывать в духе традиционных ценностей и организовывать благочестивый досуг для детей и молодежи.

Все это становится возможным благодаря вашим пожертвованиям.

За всех "жертвователей, строителей и благоукрасителей" ежедневно молятся на Литургии.

«Где сокровище ваше - там будет и сердце ваше » (Мф:21)

Кого-то может смутить, откуда в храмах берутся "ценники", если пожертвования добровольны?
За требы или записки указан примерный размер пожертвования. Практика показывает, что многим проще, когда есть какой-то ориентир.
Покупая свечи в храме, верующие люди также поддерживают конкретный приход. Зажигая перед иконой купленную свечу, важно понимать, что это не часть ритуала, а видимый символ молитвы человека пред Богом.

Церковные правила и традиции могут меняться в зависимости от реалий страны и эпохи. Приношения в натуральном виде заменили денежные пожертвования. Сейчас мы не приносим на Литургию хлеб, вино или, к примеру, воск, а подаем записки за пожертвования, на которые закупается все необходимое для богослужения.

Важно, прежде всего, сохранить дух первохристианской общины, где всегда стремились принести в дар Богу плоды своего труда, самое лучшее и самое дорогое, поддерживать и помогать друг другу, быть ответственными за свой приход.